ССБТ | Функциональная упорядоченность – основа эффективного функционирования системы управления охраной труда и промышленной безопасностью
Главная > Статьи > Функциональная упорядоченность – основа эффективного функционирования системы управления охраной труда и промышленной безопасностью

Функциональная упорядоченность – основа эффективного функционирования системы управления охраной труда и промышленной безопасностью

В экономической сфере страны функционирует целый ряд организаций, которые по своему роду деятельности и характеристикам производственной среды в сфере охраны труда (ОТ) и промышленной безопасности (ПБ) различны. Так же различны и предъявляемые требования по ОТ и ПБ к этим организациям со стороны государственных надзорных органов.
Исходя из наличия применяемой техники, оборудования, технологии можно выделить три типа организаций.
Организация, не относящаяся к промышленной отрасли (не имеющего промышленного оборудования).
Организация, в эксплуатации которой имеется промышленное оборудование, не отнесенное к категории опасных производственных объектов (ОПО).
Организация, в эксплуатации которой имеется промышленное оборудование, отнесенное к категории ОПО.
В зависимости от типа организации и соответствующих предъявляемых государственных требований и целевых установок в сфере ОТ и ПБ формируется и соответствующая инфраструктура на предприятии по обеспечению безопасности производства (рис.1).
Обеспечение безопасности производства первых двух типов организаций регламентируется требованиями норм охраны труда и правил безопасности. Целевыми элементами в организационной структуре предприятия по исполнению требований норм и правил является служба охраны труда (специалист по охране труда). Федеральный Государственный надзор за соблюдением норм охраны труда и правил безопасности на производстве в организациях первых двух типов осуществляется Государственной инспекцией труда.
1
ОТ – охрана труда
ПБ – промышленная безопасность
ПК – производственный контроль
СУОТ – система управления промышленной безопасностью
Рис.1. Типы организаций и их инфраструктура в рамках охраны труда и промышленной безопасности
Отличительной особенностью организаций третьего типа является то, что в составе организации имеются опасные производственные объекты (подразделения, цеха, участки, оборудование и т.п.), деятельность которых регламентируется нормами охраны труда и правилами безопасности при эксплуатации ОПО, в рамках требований промышленной безопасности. Целевыми элементами в организационной структуре предприятия по исполению требований норм охраны труда и правил безопасности при эксплуатации ОПО являются, кроме, отдела охраны труда, отдел промышленной безопасности, отдел производственного контроля. В этом случае, государственная надзорная деятельность осуществляется Государственной инспекцией труда и Ростехнадзором.
Законодательство Российской Федерации в достаточной степени функционально разграничивает сферы деятельности государственных надзорных органов за соблюдением требований охраны труда (Государственная инспекция труда) и промышленной безопасности (Ростехнадзор).
Однако, как показывает практика, на самих предприятиях, в зоне функционального взаимодействия отделов ОТ, ПБ, ПК появляются внутрифункциональные «трения», которые обусловлены несогласованными действиями между вышеуказанными отделами.
Это происходит из-за объединения в единой производственной среде предприятия государственных требований в области ОТ и ПБ. В итоге, в рамках обеспечения безопасности производства при исполнении функциональных задач отделами ОТ, ПБ и ПК происходит их функциональное дублирование, выявление этими отделами одних и тех же нарушений, а в последствии, искажение информации при обобщении данных в целом по предприятию.
Следовательно, существует необходимость в четкой и целесообразной функциональной упорядоченности во взаимодействии между отделами ОТ, ПБ, ПК, с целью повышения эффективности их работы по достижению целевой установки государственных требований в области охраны труда и промышленной безопасности ОПО, в организациях, эксплуатирующих промышленное оборудование, отнесенное к категории ОПО. Для этого, исходя из законодательных требований государственных институтов в области охраны труда и промышленной безопасности, определим функциональное назначение сферы охраны труда и промышленной безопасности, опираясь на общепринятую и законодательно закрепленную терминологию.
В соответствии с ФЗ-197-01 (ст. 209) охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Следовательно, охрана труда охватывает все сферы трудовой деятельности работника, как на территории организации, так и за ее пределами. Например, несчастный случай с работником организации, произошедший по пути с работы на работу.
Промышленная безопасность опасных производственных объектов (ОПО) – состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на ОПО и последствий указанных аварий [1]. Данный термин применим только к деятельности ОПО, который может занимать, как всю территорию предприятия (горное предприятие, шахта), так и отдельно взятую его часть, участок, цех, площадку, на которых может находится техническое устройство, подконтрольное Ростехнадзору (к примеру, кран-балка, грузоподъемностью свыше 5т.).
Промышленная безопасность – состояние объекта, предприятия, производства, определяемое комплексом технических и организационных мер, обеспечивающих стабильность параметров технологического процесса и исключающих (или сводящих к минимуму) опасность возникновения аварийной ситуации или в случае ее возникновения предотвращающих воздействие на людей вызываемых ею опасных и вредных факторов и обеспечивающих сохранность материальных ценностей [2]. В соответствии с источником [3], термин промышленная идентичен термину промышленная безопасность опасных производственных объектов, то есть, применим к эксплуатации ОПО.
Следовательно, исходя из предназначений сфер деятельности охраны труда, промышленной безопасности и промышленной безопасности ОПО можно сделать вывод о том, что предназначение охраны труда является более масштабным, так как ее требования распространяются на персонал организации как на территории предприятия, где ведется какая-либо трудовая деятельность, так и за его пределами. Требования промышленной безопасности и промышленной безопасности ОПО ограничиваются лишь рамками эксплуатации опасных производственных объектов, которые могут занимать совсем небольшую долю в масштабе организации (к примеру, грузоподъемный кран на заводе).
С целью реализации государственных требований по обеспечению безопасности производства, на предприятиях формируются системы управления охраной труда (СУОТ), а на предприятиях третьего типа, дополнительно к СУОТ создаются системы управления промышленной безопасностью (СУПБ).
СУОТ характеризуется набором взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей. [4]
СУПБ характеризуется комплексом взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, осуществляемых организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты, в целях предупреждения аварий и инцидентов на опасных производственных объектах, локализации и ликвидации последствий таких аварий. [5].
Из характеристик понятий СУОТ и СУПБ можно сделать вывод о том, что СУОТ, более широкое понятие.
Однако, как показывает практика, в организациях, эксплуатирующих ОПО СУОТ функционирует на одном уровне с СУПБ, хотя целевое предназначение СУОТ, а также требования ОТ по отношению к требованиям ПБ, как было сказано выше, продекларированы более масштабно.
Исходя из определений, с учетом того, что государственные требования ОТ и ПБ объединяются на предприятиях 3-го типа, целесообразно формирование единой системы управления охраной труда и промышленной безопасностью (СУ ОТиПБ). Тем более, что в ФЗ-22, от 04 марта 2013г., хотя и применительно только к организациям по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), уже регламентировано создание единых систем управления промышленной безопасностью и охраной труда.
Предполагая, что деятельность в рамках СУ ОТиПБ отделов ОТ, ПБ, ПК осуществляется на принципах не дублирования, но взаимного дополнения друг друга выстраивается следующая функциональная структура (рис.2).
2
Рис. 2. Функциональная структура целевых элементов организации по достижению целевой установке государственных требований по ОТ и ПБ, в рамках эксплуатации ОПО
Главной особенностью в вышеприведенной структуре явялется наделение СУОТ функцией контроля за эфективностью детельности СУПБ.
Для того чтобы в рамках функционирования СУОТ осуществлялась деятельность специалистов отделов ОТ за оценкой эффективности СУПБ необходимо реализовать следующие направления.
Во-первых – подготовить специалистов СУОТ, с более углубленными знаниями в области промышленной безопасности ОПО, а также принципов, механизмов функционирования систем управления и методов оценки их эффективности.
Углубленные знания в области промышленной безопасности специалистов ОТ должны быть учтены на следующих стадиях:
подготовка специалистов в высших учебных заведениях;
подготовка специалистов СУОТ в обучающих организациях, имеющих соотвтествующих аккредитацию;
предаттестационная подготовка руководителей и специалистов отделов ОТ;
подготовка специалистов в рамках учебно-практических занятий (семинаров);
подготовка на курсах повышения квалификации.
Во-вторых – необходимо подготовить методическое обеспечение по работе специалистов отделов по ОТ в рамках СУОТ. Основа для формирования методического обеспечения уже создана, она представлена документами из серии ИСО 90001 14000; OHSAS 18001, ГОСТ Р 12.0.006 – 2002, и требуется лишь адаптировать вышеуказанные документы к нормативным требованиям действующего законодательства РФ в области охраны труда и промышленной безопасности ОПО, с учетом особенностей состава, структуры, деятельности той или иной организации.
Предлагаемое функциональное распределение между целевыми элементами организации, позволяющее достич целевую установку государственных требований по ОТ и ПБ в процессе трудовой деятельности, поможет избежать дублирования фукций, повысить степень функциональной взаимоувязанности и взаимосогласованности, а также поспособствует повышению эффективности функционирования в целом СУ ОТиПБ.
Список используемой литературы

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями от 7 августа 2000 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 9 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.)
Методические указания по организации и осуществлению надзора за конструированием и изготовлением оборудования для опасных производственных объектов в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности Утверждены приказом Госгортехнадзора России от 19.12.97 № 221.
Терминологический словарь по промышленной безопасности / В.К, Шалаев. – М.: Федеральное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2004. – 367 с.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230—2007. Система стандартов безопасности труда, статья 2.22.
Федеральный закон от 4 марта 2013г. № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», отдельные законодательные акты Российской федерации и о признании утратившим силу подпункту 114 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Статья опубликована. А.А. Гусев, М.А. Савочкин, Как уменьшить трения // Охрана труда и социальное страхование №8 – 2013. – С. 27-31.