ССБТ | Принципиальные подходы к эффективному функционированию единой системы управления охраной труда и промышленной безопасностью
Главная > Статьи > Принципиальные подходы к эффективному функционированию единой системы управления охраной труда и промышленной безопасностью

Принципиальные подходы к эффективному функционированию единой системы управления охраной труда и промышленной безопасностью

В экономической сфере страны функционирует целый ряд организаций, которые по своему роду деятельности и характеристикам производственной среды в сфере охраны труда (ОТ) и промышленной безопасности (ПБ) различны. Так же различны и предъявляемые требования по ОТ и ПБ к этим организациям со стороны государственных надзорных органов.
Исходя из наличия применяемой техники, оборудования, технологии можно выделить три типа организаций.
Организация, не относящаяся к промышленной отрасли (не имеющего промышленного оборудования).
Организация, в эксплуатации которой имеется промышленное оборудование, не отнесенное к категории опасных производственных объектов (ОПО).
Организация, в эксплуатации которой имеется промышленное оборудование, отнесенное к категории ОПО.
В зависимости от типа организации и соответствующих предъявляемых государственных требований и целевых установок в сфере ОТ и ПБ формируется и соответствующая инфраструктура на предприятии по обеспечению безопасности производства.
Обеспечение безопасности производства первых двух типов организаций регламентируется требованиями норм охраны труда и правил безопасности. Целевыми элементами в организационной структуре предприятия по исполнению требований норм и правил является служба охраны труда (специалист по охране труда). Федеральный Государственный надзор за соблюдением трудовых отношений, норм охраны труда, правил безопасности в организациях первых двух типов осуществляется Федеральной инспекцией труда (рис.1).
1
Отличительной особенностью организаций третьего типа является то, что в составе организации имеются опасные производственные объекты (подразделения, цеха, участки, оборудование и т.п.), деятельность которых регламентируется нормами охраны труда и правилами безопасности при эксплуатации ОПО, в рамках требований промышленной безопасности. Целевыми элементами в организационной структуре предприятия по исполнению требований норм охраны труда и правил безопасности при эксплуатации ОПО являются, кроме, отдела охраны труда, отдел промышленной безопасности, отдел производственного контроля. В этом случае, государственная надзорная деятельность осуществляется Федеральной инспекцией труда и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). Законодательство Российской Федерации в достаточной степени функционально разграничивает сферы деятельности государственных надзорных органов за соблюдением требований охраны труда (Федеральная инспекция труда) и промышленной безопасности (Ростехнадзор).
Однако, как показывает практика, на самих предприятиях, в зоне функционального взаимодействия отделов ОТ, ПБ, ПК (производственный контроль) появляются внутрифункциональные «трения», которые обусловлены несогласованными действиями между вышеуказанными отделами. Это происходит из-за объединения в единой производственной среде предприятия государственных требований в области ОТ и ПБ.
В итоге, в рамках обеспечения безопасности производства при исполнении функциональных задач отделами ОТ, ПБ и ПК происходит их функциональное дублирование, выявление этими отделами одних и тех же нарушений, а в последствии, искажение информации при обобщении данных в целом по предприятию.
Следовательно, существует необходимость в четкой и целесообразной функциональной упорядоченности во взаимодействии между отделами ОТ, ПБ, ПК, с целью повышения эффективности их работы по достижению целевой установки государственных требований в области охраны труда и промышленной безопасности ОПО, в организациях, эксплуатирующих промышленное оборудование, отнесенное к категории ОПО. Это будет представлять из себя единую эффективно функционирующую систему управления охраной труда и промышленной безопасностью.
Для этого, необходимо определить принципиальное предназначение сфер ОТ, ПБ, и области функционирования СУОТ и СУПБ. Исходя из этого, определить структуру функциональной упорядоченности, основанной на принципах согласованности и взаимодополняемости отделов ОТ, ПБ, ПК. Кроме того, необходимо обеспечить квалификационный уровень специалистов этой области и предложить им соответствующее методическое обеспечение.